Значение раннего возраста в жизни ребенка
В Багратионовском районном Центре психолого-медико-социального сопровождения началась работа в группах раннего развития по программе «Групповые и игровые сеансы в службе ранней помощи». Программа предполагает организацию групповых занятий с детьми от 1 года до 3-х лет для детей, имеющих особенности в развитии, направленных на освоение детьми новой жизненной ситуации. Программа включает в себя комплексное сопровождение детей специалистами Центра: педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом. В результате занятий решаются проблемы адаптации детей в дошкольном учреждении, психолого-педагогическое просвещение родителей, оптимизация детско-родительских отношений, диагностика уровня развития детей, своевременное выявление отклонений в развитии.
28 сентября 2015 года в Центре ПМСС прошло родительское собрание на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста». Педагог-психолог Войнилович Наталья Ивановна и социальный педагог Месяченко Людмила Гавриловна говорили родителям о периоде раннего детства и рассматривали его с точки зрения уникального в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Ранний возраст ребенка – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, который составляет первые три года его жизни. В этом возрасте происходит становление органов и систем и, прежде всего функций мозга, таких, как речь, восприятие, память, наглядно-действенное мышление.
В раннем детстве закладываются фундаментальные личностные образования, такие, как доверие к людям, интерес к окружающему миру, самостоятельность, инициативность и т.д. С точки зрения психологов в период раннего детства, с года до трех лет, ребенок приобретает опыт, который будет использовать в течение всей дальнейшей жизни. В настоящее время используется термин "взаимодействие" Центра и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями, на основе сотрудничества.
На занятия в группах раннего развития, специалисты помогут обратить внимание на уникальность и значение того или иного возрастного периода, закономерности развития и особенностей психики ребенка, умения разобраться в действиях и поступках детей, в причинах тех или иных высказываний ребенка, а также, что представляет собой малыш того или иного возраста, что он знает и может.
Анализ деятельности службы ранней помощи позволяет говорить о снижении количества детей в возрасте трех-четырех лет с проблемами в развитии, нуждающихся в специальном дошкольном обучении и об увеличении количества детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения; о возможности гармонично выстраивать процесс интеграции детей с отклонениями в развитии, в систему ранней помощи; о значительном улучшении процесса социальной адаптации детей; о возможности создания адекватной информационной среды для проведения профилактической работы с семьями групп социального и медицинского риска; с семьями, имеющими детей раннего возраста с проблемами в развитии.
Раннее вмешательство специалистов и активное участие родителей может исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и дает возможность более широкого выбора типа школьного обучения.
|