Родителям первоклассника или как пережить первый класс без невроза.
Поступление ребёнка в школу - это значимое событие для всей семьи. Правда, не для всех радостное. На консультации приходят встревоженные и отчаявшиеся родители с жалобами на неуправляемость любимого чада дома и в классе. Почему первоклассник становится "проблемой" для родителей?
Поступление в школу, адаптация к новому образу жизни вводят ребёнка в состояние неопределенности, ожидания перемен. Это повышает уровень тревожности, порождает неуверенность в себе, временно приводит к разбалансированности эмоциональной сферы в целом. Эти объективные обстоятельства усугубляются ошибками, которые допускают родители в этот непростой период.
Родители для ребёнка являются гарантом стабильности и благополучия. Поэтому, когда мама сильно тревожится, ребёнок может "заразиться" её тревожным состоянием, не понимая его причины. От этого малышу становится ещё тревожней, напряжение нарастает, и ребенок неосознанно старается сбросить внутреннее напряжение через двигательную активность, порой чрезмерную.
1. Не стоит сильно тревожиться по поводу поступления в 1 класс. Не делайте смыслом жизни и первоочередной задачей выполнение уроков. Это всего лишь одна маленькая часть вашей жизни, которая закончится как и детство вашего первоклашки. Находите время для любимых занятий, которые позволят, хоть на какое-то время, забыть о школьных проблемах и получить удовольствие.
Запрет на игры и их обесценивание.
В возрасте 7 лет игра ещё очень важный и необходимый вид деятельности для ребёнка. Через игру он может отреагировать и проиграть свои переживания, снять физическое и психологическое напряжение. Поэтому когда мама с папой говорят, что в этом возрасте уже не играют и ограничивают в игре, то лишают ребёнка возможности удовлетворить ряд потребностей. Как следствие - опять же повышение тревожности.
2. Играйте с ребенком в подвижные и сюжетно-ролевые игры, если он вас просит. Проведите совместное время весело.
Нет пророка в своем Отечестве.
Ребёнок болезненно переживает, когда ему ставят в пример кого-то из его друзей, братьев, сестер, при этом постоянно напоминают о его собственных промахах. Негативную реакцию вызывают частые сравнения с неким идеалом, несоответствие которому может глубоко переживаться ребёнком. При этом мама может часто употреблять выражения типа: "хорошие/умные/воспитанные ("нужное" вставить) так не поступают", "ты уже взрослый, а ведёшь себя как глупый ребёнок", "настоящие мужчины так не поступают" и т.д.
Эти методы не эффективны, они только развивают в ребёнке комплексы и болезненное чувство вины.
3. Лучше мотивируйте ребёнка его же успехами. Приведите в пример ситуацию, с которой ребёнок, несмотря на трудности, всё же успешно справился. Это придаст уверенности, что и в этот раз всё получится.
Жизнь по правилам. Представьте, что в природе не существует Правил дорожного движения, каждый едет как ему удобно. Будете ли вы чувствовать себя комфортно, спокойно и уверенно на дороге? Сомневаюсь. Скорее всего, вы будете находиться в тревожном и напряженном состоянии. Ведь чтобы выжить в таком хаосе, надо всегда быть начеку. Примерно, то же самое будет испытывать ребёнок, когда в доме нет правил и определённых требований к ребёнку. Сегодня можно ложиться спать в 00:00 часов, а завтра нет. Папа разрешает делать уроки после прогулки, а от мамы ребёнок получил взбучку за то, что пошёл гулять, не выполнив домашнее задание.
4. Будьте последовательны в своих требованиях к ребёнку, согласуйте их с другими, проживающими с ребёнком, членами семьи. Важно!, чтобы мама и папа предъявляли одинаковые требования. Заведите правила и обговорите их с ребёнком заранее. Предупредите о последствиях, которые наступят, если правила будут не выполнены. Объясните первокласснику, почему важно выполнять эти правила. Например, правило № 1 (2,3): школьники в нашем доме ложатся спать в 22:00, правило № 2: школьные принадлежности следует собирать с вечера и т.д. Это создаст ребёнку ощущение стабильности и надежности, ему не нужно будет тратить психическую энергию на подстройку под постоянно изменяющуюся обстановку в доме.
В общем, постарайтесь сохранить с ребенком теплые эмоциональные контакты, которые дают ему ощущение заботы и поддержки. Это не менее важно, чем контроль за учёбой. Задавайте вопросы не только об отметках и домашнем задании. Спросите, что у него было сегодня интересного, что понравилось (не понравилось), какое настроение и т.д. Проявляйте искренний интерес не только к учебе и школьным делам, но и, как говорит моя племянница первоклассница, к личной жизни ребёнка.
|