Мост к благополучию
В настоящее время ряд факторов: раннее развитие детей, увеличение психофизиологических нагрузок, непоследовательное воспитание родителей провоцирует возникновение нервно-психического напряжения в психике ребенка, и как следствие возникновение эмоциональных, поведенческих, личностных расстройств, а также соматических заболеваний.
Юнгианская песочная психотерапия в учреждениях образования ― это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования песка как арт-материала и набора миниатюрных объектов.
Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в подносе, развивают личность педагога (психолога), создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Мост, который возникает в процессе игр в песке, — невидимый, но необходимый многим из нас. По нему можно пройти от болезни к выздоровлению, от жизненных неурядиц к благополучию и процветанию, от непонимания между родителями и детьми — к радости познания друг друга, от ссор между супругами — к семейному счастью, от конфронтации в коллективе — к приятному и продуктивному общению. В подносе (лотке) с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающаяся на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между
духовным и физическим, между невербальным и вербальным. Часто клиент не может найти слов для объяснения своих трудностей, боли или конфликта. Он не понимает причины происходящего с ним, не видит решения возникших проблем. Песочная терапия может обеспечить клиенту возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. То есть образы становятся языком, посредством которого клиент может сообщить тот или иной бессознательный материал психологу и себе. А благодаря пониманию меняется поведение. В нашем Центре я использую эту технологию более двух лет. Из практического опыта работы могу сказать, что этот метод эффективен как для детей, начиная от трехлетнего возраста, так и для взрослых. Я провожу индивидуальные и групповые занятия, тренинги профессионального выгорания с использованием песочной терапии. Наблюдая, как с каждым занятием меняются композиции в подносе, я отслеживаю динамику внутриличностного развития ребенка или взрослого. Для меня и для моих посетителей это увлекательный процесс, видеть как с помощью песка и фигурок открывается уникальный, неизвестный даже самому клиенту мир. Моя задача, как психолога, создать ему благоприятные условия для изучения и понимания этого мира.
|